Введение

Вы можете не осознавать этого, но в ближайшие несколько часов вы можете узнать о способе печати, который может изменить ваше будущее.

 

Трафаретная печать, какой мы ее знаем сегодня, в большей степени ремесло, а также наука и искусство. История трафаретной печати — это интереснейшая история развития печатных средств передачи и информации посредством рисунка, письма и репродукций. Трафаретная печать это сумма всех достижений человеческой мысли. Тысячелетний опыт человеческой цивилизации, объединяющий многие искусства и науки, сконцентрирован в технологии трафаретной печати. Технология печати через трафарет-шаблон, считается одним из самых древних методов нанесения изображения, применялась повсеместно и во все времена людьми с любым уровнем культурного развития.

Известны два способа трафаретной, печати: контактный и бесконтактный. Печать осуществляется с применением плоских так и ротационных печатных форм. Печатные станки в трафаретной печати бывают трех типов - ручные, полуавтоматические и автоматические.

В свою очередь по технологии изготовления печатных форм способ можно разделить на два направления: печать с применением форм выполненных на сетчатой основе и форм–шаблонов (масок). Формы–шаблоны применяются невероятно широко — с помощью трафаретов можно получить идеальное изображение или орнамент, причём, многократно. С форм–шаблонов началась история трафаретной печати.

Трафаретная печать самый древний из известных видов печати — способ, при котором краска переносится на запечатываемый материал путем продавливания сквозь печатающие элементы форм. Краска наносится с помощью тампона, кисти, валика, ракеля или струйным методом.

Слово «трафарет» пришло в русский язык из итальянского языка – ит. traforetto от traforo «просверленное отверстие, прокол», «продырявливаю вещь». [Ит. traforetto - продырявленное, от traforo - прокол; продырявливание < лат. transforatio - просверливание, прокол, от transforare - прокалывать, от trans - через, сквозь, forare - буравить, просверливать, продырявливать.]

Название «шелкография» появилось в прошлом веке. Современный вид трафаретная печать приобрела в середине XX века, когда появились светочувствительные копировальные слои, полимерные сетки и печатные машины. В настоящее время существует множество более «прозаичных» синонимов шелкографии – трафаретная печать, шелкотрафаретная печать, сеткография, фотофильмпечать, шаблонная печать. Имеет место распространенный синоним «Сериграфия или сериография». Если, придерживаться букве отраслевого стандарта ОСТ 29.41-96 «Технология полиграфических процессов. Термины и определения», полиграфистам следует применять термин трафаретная печать.

Благодаря многообразию применения трафаретной печати в каждой отрасли знаний исторически сложились свои традиции применения терминологии. Так например, в радиоэлектронике - фотоформу называют фотошаблоном, печатные элементы – апертурой, печатную форму – маской, краску – пастой, копировальный слой – фоторезистом и т.д.

ХХ век ознаменовался распространением трафаретной печати в среде художников. В тридцатых годах прошлого века группа американских художников Элизабет Олдс, Рут Чейни и Гарри Готлиб, под руководством Велониса (Anthony Velonisa), автора первого учебника по трафаретной печати, предложила выделить художников графиков занимающихся трафаретной печатью от ремесленников промышленной печати. А. Велонис после консультаций с Карлом Зигроссером (Carl Zigrosser), куратором Музея Искусств в Филадельфии, предложил термин сериграфия – шелкография. В 1940 году в США была создана ассоциация художников трафаретчиков (aнгл. «The National Serigraph Society»). Первая выставка работ в технике шелкографии состоялось в 1938 году в галерее современного искусства в Нью-Йорке. К сожалению, только несколько из этих ранних графических работ сохранилось до наших дней.

Попытка А. Велониса дифференцировать «творчество» в шелкографии от «коммерческого использования» принесло пользу многим художникам того времени.

В дальнейшем, новая волна художников, таких как Энди Уорхол, Альберс, Мотеруэлл, Стелла, Роберт Раушенберг, Ричард Гамильтон, Рой Лихтенштейн, Виктор Вазарели, Ричард Анушкевич, Рупрехт Гейгер и Йозеф Бойс подхватили это художественное направление трафаретной печати и вывели на новый уровень развития. Эти художники открыли совершенно новую перспективу в применении процесса трафаретной печати в графическом искусстве.

Многие художники раскрыли свой талант благодаря трафаретной печати. Так, например, в шестидесятых годах Роберто Ковалли начинал свой бизнес с разработки дизайна и печати футболок. В 1967 году у него было в подчинении 30 работников, печатающих по текстилю, замше и коже. Именно благодаря своей работе с принтами в художественной школе, Р. Ковалли пришел в модельный бизнес.

Несмотря на концептуальные различия - технологическое разделение между торгово-промышленной и художественной трафаретной печати никогда не существовало. Это часто приводило к тому, что шелкография на арт-рынке считалась «субстандартной» технологией печати. Художественный критик Поль Ришар еще в восьмидесятые годы называл работы, выполненные в технике трафаретной печати «печатными картинами». Оттиски, полученные художниками, называли «коммерческое искусство без рекламного сообщения». Споры по этому поводу продолжаются, по сей день.

Термин шелкография этимологически состоит из двух корней: от латинского sericum «шелк» и «графия» (на греческом grafe - писание, изображение). Отсюда и название способа - «шелкотрафаретная печать», или «шелкография» (в английском языке - silk-screen printing). Screen printing - метод печати с применением шелкового «экрана», позволяющего чернилам (краски) проникать через сетчатую ткань (ячейки, которой являются открытыми печатающими элементами) согласно оригиналу. Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него.

В европейских языках - слово шелкография звучит несколько иначе (итал. – «serigrafia», франц. – «serigraphie», англ. – «silk-screen», нем. – «Der Siebdruck» или «Durchdruck») и в зарубежных каталогах пишется в виде транскрипции: «Сериграфия».

По-китайски -絲網印刷. По- корейски - 스크린 인쇄. Немцы назвали этот способ «Siebdruck» (Sieb — сито, решето, дуршлаг; Druck — печать) и были правы, потому что вначале в качестве основы печатной формы использовали марлю (фр. Marli — кисея, применялась для просеивания муки) из шелка, а затем стали применять металлические, и полимерные сетки. Другие названия: Serigraphy print, Silk-Screen-Printing, Stenciling (когда речь идет о декоративной отделке и ремонте помещений).

Одно время существовал альтернативный термин для трафаретной печати «Mitography», его придумал Альберт Козлов и происходил он от греческого слова mitos «нить волокна» и graphein «писать». В свое время трафаретную печать ещё называли и, что более странно, «fabritecture», этот термин больше не используется в индустрии трафаретной печати.

Трафарет (шаблон) - пластина из дерева, картона, металла, пластика или кусок ткани т.п. с отверстием для нанесения краски; предназначенная для формирования красочного изображения; рассчитан на многократное повторение оригинала (мотива). Пошуар (фр. pochoire – трафарет для рисования).

И так, трафаретная печать — метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи трафарета (шаблона) — печатной формы (матрицы), через которую краска (печатная композиция) проникает на запечатываемый материал в местах, соответствующих печатающим элементам, а пробельные элементы краску задерживают.

Современная трафаретная печать стоит на трех китах: форма, которая формирует будущее изображение; ракель (нем. Rakel — скребок, гибкий нож для удаления краски с поверхности печатной формы) и печатной краски.

Сегодня трафаретная печать применяется для нанесения изображения практически на любые материалы: дерево, стекло, фарфор, метал; пластик, кожу, ткань и бумагу. Многогранность – это уникальная особенность трафаретной печати. Она развивается, и появляются новые технологии и материалы, благодаря чему, области применения трафаретной печати постоянно расширяются. Если первоначально трафаретная печать использовалась при отделке тканей, то сегодня рисунок этим методом можно наносить практически на любую поверхность. При этом эти материалы могут быть самого различной фактуры, формы и размера. Поэтому, естественно, трафаретную печать очень активно применяют для печати на сувенирной и рекламно - имиджевой продукции. Оттиски трафаретной печати, благодаря толстому слою краски, трехмерны. Толщина красочного слоя на оттиске может быть от 10 до 500 мкм.

Не составляет труда на оттиске получить разнообразные визуальные и даже тактильные эффекты. Отсюда и декоративные эффекты, которые легко получить именно трафаретной печатью. Пожалуй, только трафаретным способом печати можно печатать «белым» по «черному». Технология позволяет печатать, сольвентными, масляными, УФ – красками и лаками, термокрасками, токопроводящими и магнитными композициями, водными красками, наносить клей. Практически безграничные возможности трафаретной печати при творческом подходе, позволяют достичь очень высоких результатов и получить интересные художественные эффекты.

Полиграфия начала ХХI века – это непрекращающаяся война технологий, вечный конфликт «снаряда и брони». Глубокая, офсетная, флексографская и струйная печать ведут сейчас спор за лидерство на рынке полиграфических услуг. В технической литературе постоянно сравниваются достоинства и недостатки «воюющих сторон». О том, какой способ лучше, нет единого мнения до сих пор. В этом бушующем океане островком спокойствия выглядит трафаретная печать, которую одни специалисты относят к классическим, а другие – к специальным способам печати. И то, и другое мнение имеет свое обоснование. Несмотря на свою простоту и возможность печати на любой поверхности, трафаретная способ не может экономически конкурировать с другими способами печати при изготовлении книг, газет и т.д.

Сфера применения трафаретной печати очень широка – от искусства и полиграфии до космических технологий. В этом смысле трафарет – специальный вид печати. А вот историки говорят, что этим способом печатали ещё много тысяч лет назад. Поэтому с этой точки зрения трафаретная печать – безусловно, классический способ.

Конечно, и трафаретной печати коснулась техническая революция. Появилось огромное количество новых материалов, внедряются цифровые технологии. Широкое применение трафарета позволяет этому способу развиваться стабильно, без взлётов и падений. По данным международной ассоциации FESPA, объём трафаретной печати растёт на 5-10 % в год.

Первые ремесленники, применявшие трафаретную печать, были затворниками, хранили в тайне тонкости технологии. В первом десятилетии прошлого века многие печатники экспериментировали с коллоидами и солями хрома. Изучали воздействие актиничного излучения на желатин с бихроматами американцы Рой Бек, Карл Петр и Эдвард Оуэнс. Эта тройка исследователей произвела революцию в индустрии коммерческой трафаретной печати. Однако для внедрения фотомеханического способа изготовления печатных форм в производство потребовалось ещё много лет упорной работы.

Большой вклад в развитие формных процессов трафаретной печати внес Уланов, эмигрировавший из России в США и основавший в 1928 году всем известную фирму Ulano.

Изобретение фотомеханического способа изготовления трафаретных печатных форм произвело революцию в процессе трафаретной печати.

Пройдитесь по улице, и вы увидите примеры трафаретной печати повсюду: в магазинах вы увидите вывески и плакаты, рекламирующие товары, вы увидите, автобусы с рекламой на боку, на компьютере можно заметить значки и панели управления, и все они были напечатаны трафаретом. В доме вы увидите, что многие текстильные изделия и одежда, спортивные сумки и футболки были выполнены с применением трафаретного способа печати, а также наклейки, на стекле автомобиля.

Перечисление продукции, получаемой с помощью этого способа, займет несколько страниц. Способом трафаретной печати можно получить такие эффекты, которые невозможно получить другими способами. Поэтому он применяется и как самостоятельный способ печати, так и в сочетании с другими, более молодыми способами нанесения изображения, например с флексографским способом печати.

Трафаретная печать применяется в самых различных отраслях человеческой деятельности, в технологии используются большое разнообразие запечатываемых материалов, требующие ещё большего ассортимента печатных красок, вследствие чего она трудно поддается стандартизации.

При небольших тиражах производства печатной продукции применяется очень большое наименование красок, различных для каждого отдельного применения, что требует всегда тестирования. Часто возникает проблема с тем, чтобы применить краски, которые «держатся» на новых материалах. Так же обстоят дела и в производстве оборудования для трафаретной печати. Производителями являются в основном очень маленькие промышленные фирмы, если их сравнивать с производителями оборудования для других способов печати. Кроме того, трафаретное производство требует большого ассортимента различных приборов, приспособлений и материалов. Они абсолютно специфичны в применении.

Исторически сложилось, что сетчатые материалы для форм изначально пришли из текстильной и мукомольной промышленности. В настоящее время их производством занимаются мощные международные химические концерны, обладающие большим научным и производственным потенциалом.

Развитие технологии трафаретной печати в различных отраслях промышленности идет своими путями. Это мировая тенденция. Трафаретная печать, несмотря на то, что применяется различным образом и в различных областях, имеет свои правила, которые объединяют почти все разнообразные ее применения. Эти правила вырабатывались годами упорной работы ученых и специалистов – практиков. Однако, добытые знания, до сих пор воспринимаются не как правила, а как секреты. Это происходит из-за отсутствия реальной координации в деятельности трафаретчиков. В бытность Советского Союза межведомственная разобщенность, излишняя секретность приводила к неразберихе и параллельности разработок. Так полиграфическая промышленность (Киевский филиал ВНИИ комплексных проблем полиграфии), химическая (ВНИИХимпроект), учебные заведения (Омский политехнический институт, Львовский полиграфический институт им. И.Федорова) военно-промышленный комплекс вели свои разработки в области трафаретной печати. Каждое предприятие изобретало, проектировало и изготавливало своё уникальное оборудование. Разрабатывало копировальные слои и краски.

В настоящее время, если преимуществом трафаретной печати является возможность ее применения в различных отраслях промышленности, то её слабой стороной является то, что в каждой фирме технология применяется субъективно, поскольку нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали все знания о трафарете. Для большинства трафаретчиков единственной возможностями узнать о технологиях являются поставщики расходных материалов и оборудования и, встречи на немногочисленных семинарах во время отраслевых выставок. В связи с этим является характерным знакомство с технологиями, напрямую связанными с присутствием в данном регионе той или другой фирмы - поставщика.

В середине прошлого века зарубежные поставщики материалов и оборудования пришли к пониманию вопроса стимулирования рынка через распространение знаний о технологии трафаретной печати. Некоторые взяли на себя задачу обучения ремеслу в замен на эксклюзивные права на поставки материалов. В качестве центра по распространению технической информации для всех трафаретчиков в Европе стала ассоциация FESPA. В Копенгагене, 9-14 мая 1961 произошло важное событие, специалисты трафаретной печати Европы создали международную ассоциацию FESPA (Всемирная Федерация Ассоциаций Трафаретной и Цифровой Печати). Ассоциации впервые удалось установить стандарт для будущих конгрессов и выставок. Очень интересные и привлекательные программы выставок сломали барьеры языка и создали условия для дружбы и сотрудничества, которые являются отличительной чертой FESPA до сих пор. Цели Федерации были установлены, как «обмен знаниями в трафаретной печати, установлению тесного сотрудничества между трафаретчиками и поставщиками, и продвижение трафаретной печати в Европе» Они остаются неизменными, и по сей день. С 1989 года выходит печатное издание с рекламой и аналитическими статьями по трафаретной печати - журнал FESPA.

Ассоциации FESPA представляют интересы трафаретной и цифровой печати в 27 европейских странах. Остальные 10 ассоциаций за пределами Европы являются ассоциированными членами FESPA. FESPA предлагает своим клиентам уникальные преимущества, гарантирует постоянный доступ к информации о FESPA на родном языке. Долгий путь к объединению в RSPA (Российская Ассоциация Трафаретной и Цифровой Печати) прошли российские печатники. Объединение произошло в 2006 году. Секретариат RSPA всегда с готовностью предоставляет информацию и помощь в решении проблем.

Маркетинговые исследования FESPA показали, что в сложный период мирового промышленного и финансового кризиса страх заставляет нас - печатников, следовать по наезженной колее. Результат экономической деятельности стал гораздо меньше привычного и ожидаемого. «Легкий бизнес» остался в прошлом, что требует изменения подхода к своей деятельности.

Рынок перегружен товарами массового потребления. Сейчас только что-то особенное способно привлечь внимание потребителя и заинтересовать его. Бренды без инновации становятся жертвами ее отсутствия. Инновация - единственный стабильный катализатор экономического роста. Инновация - это применение новых идей для оптимального решения возникающих проблем. Инновация - это действие, применение на практике, достижение новых результатов. Инновация - это стимуляция роста. Инновация - абсолютно необходима. Инновация – самый мощный двигатель экономического роста. Самый лучший выход из кризиса в условиях быстро меняющегося рынка - это экспериментирование и адаптация.

Индикатором состояния трафаретной печати стали выставки FESPA Digital и DRUPA. Они прошли с огромным успехом, несмотря на общий экономический спад производства. Результат: выставки показали динамичный, крепкий и оптимистично настроенный рынок трафаретной печати.

Таблица сравнения основных способов печати

 

Плоская офсетная печать

Глубокая

печать

 

Флексо-

графия

 

Струйная печать

Трафаретная

печать

 

Технологический процесс

Сложный

Сложный

Сложный

Простой

Простой

Металлоемкость оборудования

Высокая

Высокая

Относительно высокая

Низкая

Относительно низкая

Консистенция краски

Пастообразная

Жидкая

Жидкая

Жидкая

Вязко-жидкая

 

Экономические показатели при печатании малых и средних тиражей

Низкие

Низкие

Низкие

Высокие

Высокие

Стоимость оборудования

Высокая

Высокая

Относительно высокая

Доступно по цене

Доступно по цене

Красочный

аппарат

Система

валиков/

сложный

Очень

простой

Очень

простой

Простой

 

Очень

простой

Устойчивость оттисков к атмосферным воздействиям

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

Высокая

Возможность печати на различных материалах

Ограничено

Относительно ограничен

Относительно ограничен

Ограничений нет

Ограничений нет

Возможность применения в различных отраслях промышленности

Ограничено

Ограничено

Ограничено

Ограничений нет

Ограничений нет






  1. Назимко, Е.Г., Современные проблемы определений и классификации техник трафаретной печати. ISSN 1991-5497. Мир науки,культуры,образования. № 1 (32) 2012.
  2. Лапатухин В. Способы печати. Проблемы классификации и развития. М.: Книга, 1976. 
  3. Стефанов С. Когда какой печатью печатать. М.: «Репроцентр М», 2004. 23 с.
Первый журнал по специальным видам печати. ОмПИ. Каф. "ТПП""
Первый журнал по специальным видам печати. ОмПИ. Каф. "ТПП""
Ракель
Ракель
Печатная форма
Печатная форма
Фрагмент пробельных и печатающих элементов
Фрагмент пробельных и печатающих элементов
Краска
Краска
Шпатель
Шпатель
Печатное устройство
Печатное устройство
Поточная линия
Поточная линия
Белов С.А. 12 красок.
Белов С.А. 12 красок.
ОмПИ. Первый цветной оттиск. CMYK. 1996г.
ОмПИ. Первый цветной оттиск. CMYK. 1996г.
Копировальный слой ПОЛИСЕТ
Копировальный слой ПОЛИСЕТ