Искусство трафарета в Средние века

Трафарет для окраски игральных карт
Трафарет для окраски игральных карт

В Римской империи детей в школах учили писать по трафарету. Развитие трафаретной печати в Европе шло также по пути применения вырезных шаблонов. По свидетельству известного российского исследователя М. И. Щелкунова, около тысячи лет назад в Европе пользовались шаблонами (трафаретами). Так, «для остготского короля Теодориха Великого (475526 г. н.э.), — говорит М.И. Щелкунов, — был изготовлен шаблон, на котором прорезаны буквы THEOD, при помощи которого он печатал свое имя.

Этот же принцип печати также использовался в Европе в средние века и распространению техники способствовали крестовые походы. Трафаретная печать стала устоявшейся формой ремесла и искусства, использовалась для печати религиозных символов, игральных карт, а затем с появлением бумаги применялась при изготовлении рукописных книг. Сначала они появились во Франции, где их использовали для раскрашивания черно-белых гравюр, и тканей. Также трафаретами пользовались для того, чтобы ускорить переписывание книг, и первой книгой, напечатанной с помощью трафаретов, была Библия.

 В Италии, Франции, Испании трафареты применялись в сочетании с деревянными литерами для печати религиозных трактатов, а как же для украшения религиозных картин, фресок и других церковныех предметов. 

В Германии при Папе Бонифации IX (1389-1404) изготавливали индульгенции не только в Риме, а также Мюнхене и Кельне. Увеличение числа поломников увеличило спрос на религиозную литературу. Массовое производство идульгенций было налажено в монастырях с примением трафаретов. Немцы даже говорили в то время: «Alle zwolf Apostle auf einen streich machen -To paint all the apostles in one stroke" (рисовать всех апостолов за один присест). В этих же мастерских нередко печатали и игральные карты для грешников. В 1390 году в Германии началось промышленное производство недорогой бумаги , что позволило вытеснить пергамент и наладить массовое производство игральных карт.

 Во Франции Средние века разработали свои собственные изображения игральных карт, которые мы знаем и используем сегодня. Карты появились в 1480 и были простые, одноцветные. Колода состояла из четырех мастей раскрашенная по трафарету. В этом виде карты дожили до наших дней и их первый дизайн стал стандартом во многих странах.

С 17-го века трафарет использовали для нанесения изображений на фанеру для украшения мебели, а также для оформления текстиля. В это время, ткань традиционно применяли для украшения внутренних стен богатых домов во Франции. В г. Руане, был разработана система нанесения трафаретоных узоров на плотные листы бумаги. Трафарет выполняли длиной 1-1.25 м (3-4 футов) на 46 см (18 дюймов) шириной. Эти сегменты бумаги называли "домино" они стали предтечей обоев. Ручные-трафареты "обои" стали появляться в лучших домах Франции, а затем распространились по всей Европе.

Трафареты также применялись для нанесения на стены клея, сцелью получения эффекта флокирования. Для этого использовали шерстяной ворс. Таким образом достигался эффект текстуры вышитого габилена или аппликации.

В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI–XVIII века. Его распространение произошло главным образом в Западной Европе, где в 1675   1750 году (дата этого события относится примерно к 1688 году) Жанн-Поль Папильон (Папиллом) французкий гравер начал изготавливать обои методом, названным Pochoir (с фр. - трафарет, англ. - stencil).

Введение в Англии 1702 г. большого налога на изготовление бумаги с печатным рисунком сделало обои очень дорогими, поэтому трафаретная печать явилась реальной альтернативой им. C помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Налоги отменили в XIX веке и производство обоев снова расцвело.

Благодаря Уильяму Моррису (1834-1896 гг.) – художнику, ремесленнику, лидеру «движения искусств и ремесел», вдохновителю Ар Нуво трафаретную технику вспомнили в Викторианскую эпоху. В 1861 году Моррис возглавил группу декораторов «Моррис и компания», которые выпускали обои, ткани, витражи, ручной работы. Традиционные ремесла благодаря Моррису стали переходить в разряд искусства. Растительные узоры, выполненные мастером с помощью трафаретов необычайно красивы.

 К 18-м веке искусство трафарета достигло Нового Света. Архитектурная роспись американских домов по трафарету предшествовала трафаретная роспись интерера. Эта мода «живописи» на стенах была принято сразу же самыми богатыми горожаними, оттуда техника распространилась в близлежащие дома сельской местности. Имитировали ковры на голом полу и дорогостоящию инкрустацию ценными породами дарева.

В эпоху парусного флота, также были популярны половики из парусов декоративные по трафарету. В дополнение к стенам и полам, американцы по трафарету украшали покрывала, скатерти, мебель и предметы домашнего обихода, такие как ящики, сундуки, и камоды. Для вырезных трафаретов применяли плутную промасленную бумагу, металл, а иногда и кожу.

Самая ранняя запись о применении трафарета в Америке датируется 1778 годом. В Новой Англии оформлен жилой дом с применением этой техники. Переселенцы ремесленники привозили с собой свои собственные национальные культурные традиции. Они путешествовали из города в город, по одиночке или парами, искали работу в обмен на проживание и питание. Ремесленник носил с собой шаблоны - трафареты, вырезанные из плотной бумаги, сухие пигменты, щетки, и несколько инструментов для измерения, шнур строителя, и кусок мела. Цвета, используемые первыми американскими трафаретчиками были яркими, так как дома, зачастую были темными с наружи и внутри.

 Самым известным и самым лучшим художником трафаретной росписи конца 18-го и начала 19-го века был Моисей Эатон (родился 1796г.). Работал в стиле "народного искусства". Моисей Эатона (Eaton) рисовал мотивы для обоев простые не сложные, американские модели трафаретов стал самостоятельным видом искусства. Популярными мотивами того времени были патриотические эмблема пост-революционной Америки; а так же цветочные корзины символы дружбы, дубовый лист, олицетворял прочность и верность; ивы – вечную жизнь и ананас - гостеприимство. Сердце символизировало любовь и счастье, и зачастую являлось частью декора дома для невесты. Цвета были яркими и насыщеними, красный и зеленый цвета являлись красками для трафарета, а стены окрашивали в розовый, серо-голубой, ярко-желтый. Украшение по трафарету, хотя и менее дорогой, чем печатные обои, считался более личным и стильным. Многие дома в Новой Англии до сих пор сохранили образцы раннего американского искусства трафарета.Сохранилось 68 известных моделей трафарет Моисея Эатона, которые используются по сей день. 

Мебельщики в Америке также использовали трафареты. Они наносили разноцветные порошками через трафарет на липкую лакированную поверхность. Это было практическое применение трафаретов в дизайне мебели.

 Кроме того, в 1800-х годах новая мода на трафарет достигла академий и школ-интернатов, где молодые девушки обучались искусству живописи "Теорема". Теорема картины, как правило, натюрморт с использованием нескольких наложений трафаретов и техники ручной росписи. Трафарет натюрморт (часто фрукты или цветы) был сделан на ткани (обычно бархата). Мотив был написан и другой наложения (возможно, листья) был помещен рядом с перекрытием или уже окрашенные мотив и цветные, а также. При тщательном затенения и размещения наложения реалистичных "картина" может быть достигнута. Готовые работы матовой и оформлена и повесил на стене в гостиной. В целом, проекты были простые и стилизованные, и многочисленные накладки были всегда.Преимущество этого процесса было то, что не было "мостов" или пробелы betweent накладками.

К концу 19 века промышленная революция позволила массовое производство обоев и других предметов домашнего обихода. Трафареты начали терять былую популярность.

 Небольшой всплеск интереса к трафарету произошл в начале 20-го века, когда были использованы трафареты шрифтов для рекламы, книг по искусству, и плакатов. считалось шиком иметь трафареты в вашем доме. Французские издатели, под влиянием японского печатного текстиля, стали использовать трафареты, чтобы обеспечить цветоделение для книжной иллюстрации. Процесс был похож на ручную раскраску применявшийся 100 лет назад для теоремыкартина, но она отличалась своей кропотливостью работы, чтобы точно воспроизвести нюансы тона цвета живописи или изображения. Искусство книги репродукции фовизма таких художников, как Дерен требуется резка отдельных трафаретов для каждого оттенка. Некоторые из лучших примеров штрафа печать с использованием трафарета - афиша балета RuPablo  Пабло Пикассо, которые были изготовлены в 1920 году. 

Во время эпохи ар-деко в 1920-х и 1930-х годах применения трафарета достигла своей последней высоты подъема до сегодняшнего интереса к трафарет дизайна. Французский тип литейного фирмы Deberny др. Peignot предложил свой знаменитый шрифт отображения имени "бифуркации" в 1929 году, после чего "Acier Noir" в 1936 году. Оба шрифты выразили дух и стиль эпохи. В том же году журнала Harper's Bazaar (Harpers Bazaar) использовать трафареты для шрифтом своего логотипа.

 К концу 70-х годов прошлого века трафареты медленно возвращаются в моду. В ответ на технологические усовершенствования, которые были поставляться клиентам с ошеломляющее количество декоративных вариантов для дома, стремление к более личным, на заказ, и ручная роспись моделей и конструкций начали возрождаться, и трафареты сегодня так популярны, как они были популярны в 18-го веке.

 

Икунамбула
Икунамбула
Изготовление игральных карт с помощью трафарета.
Изготовление игральных карт с помощью трафарета.

Изготовление обоев с применением трафаретов

Обои "Маргаритка Михайлова дня" фирмы "Моррис и К", 1912
Обои "Маргаритка Михайлова дня" фирмы "Моррис и К", 1912