История развития техники трафаретной печати

Трафаретная печать, какой мы ее знаем сегодня, в большей степени ремесло, а также наука и искусство. История трафаретной печати — это интереснейшая история развития печатных средств передачи и информации посредством рисунка, письма и репродукций. Трафаретная печать это сумма всех достижений человеческой мысли. Тысячелетний опыт человеческой цивилизации, объединяющий многие искусства и науки, сконцентрирован в технологии трафаретной печати. Технология печати через трафарет-шаблон, считается одним из самых древних методов нанесения изображения, применялась повсеместно и во все времена людьми с разным уровнем культурного развития.

Известны два способа трафаретной, печати: контактный и бесконтактный. Печать осуществляется с применением плоских так и ротационных печатных форм. В свою очередь по технологии изготовления печатных форм способ можно разделить на два направления: печать с применением форм выполненных на сетчатой основе и форм–шаблонов (масок). Формы–шаблоны применяются невероятно широко — с помощью трафаретов можно получить идеальное изображение или орнамент, причём, многократно. С форм–шаблонов началась история трафаретной печати.

Трафаретная печать самый древний из известных видов печати — способ, при котором краска переносится на запечатываемый материал путем продавливания сквозь печатающие элементы форм. Краска наносится с помощью тампона, кисти, валика, ракеля или струйным методом.

 

Наскальные рисунки перекочевали в каменные джунгли современных мегаполисов. В 70х годах ХХ века, в Нью-Йоркских кварталах зародилась молодежная хип-хоп-субкультура. Ее неотъемлемой частью стало граффити, как способ самовыражения. Завезенное из-за океана уличное искусство захлестнуло и Европу. 

 

 

 

 Stencil Art - искусство трафарета

 

 

Также большой известностью пользуется британский художник мастер трафарета Банкси. Этот вид граффити очень популярен в странах Латинской Америки, а австралийский город Мельбурн многие склонны считать столицей стэнсил арта.

Самые первые трафаретные изображения с целью политической рекламы использовались еще в далеком 1870 году в Париже. Метод политической пропаганды успешно применяют многие политические движения и в наши дни.

Лозунги и портреты лидеров покрывают стены домов, начиная с конца XIX столетия. Парижские коммунары, итальянские фашисты, французские политически активные студенты использовали трафаретные надписи и рисунки, стараясь донести до масс свои взгляды. В наши дни новых технологий трафареты продолжают более или менее утилитарно использоваться в различных сферах жизни. Всем знакомы предупредительные надписи по технике безопасности «Не влезай – убьёт!» с символическим изображением молнии или чуть более загадочное – «Не стой под стрелой!».

Самый знаменитый в СССР трафарет находится в Санкт-Петербурге, в самом начале Невского проспекта на стене дома №14, он гласит: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!», сделанная в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны. Надпись сохранилась и в наши дни. Это часть памятника Блокады Ленинграда.

История трафаретной печати с применением сетчатых форм насчитывает тысячелетия. Существуют гипотезы о китайском и корейском происхождении трафаретной печати, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этих странах за много тысячелетий до н. э. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить.

По-видимому, печатали по ткани еще в древнем Китае, задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства натурального шелка, и в Финикии, причем именно по ткани. Печатная форма изготовлялась из шелковых волокон, откуда и происходит дошедшее до нас (один из вариантов толкования) название «шелкография».

Согласно дошедших до нас исторических фактов, трафаретная печать, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией на территории современного Ливана. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями знаний о технологии трафаретной печати, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.

Существует гипотеза о зарождении трафаретной печати на Ближним востоке, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. На это указывают узоры финикийских тканей, в которых присутствуют повторяющиеся рисунки, нанесенные красным пигментом получаемых из морских малюсков. Подобные рисунки невозможно было создать без помощи специального оборудования, которым финикийцы, без сомнения, обладали.

Расцвет финикийской культуры пришелся на 1200 – 800 года до н.э. Небольшой семитский народ, живший на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, был одними из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских и Британских островов, плавали по всему бассейну Средиземного моря. Кстати, именно финикийцы в VII веке до н. э. совершили грандиозное путешествие, которое через две тысячи лет повторил Васко де Гама. Будучи отменными мореплавателями, и имея широкие торговые связи с различными народами, они вполне возможно могли позаимствовать у какого-либо из них технологию множественного переноса изображений на ткань, создания так называемых раппортов. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение «множительной» системы, системы «повторения изображения». Нужно рассматривать рождение искусства трафаретной печати не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или другим, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, «штампов», на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов. Конечно, древние формы - шаблоны не могут соперничать с современными технологиями, но они могут являться точкой отсчета возникновения техники трафаретной печати.

Нанесение узоров по трафарету использовались такими великими цивилизациями, как египетская и греческая. В древнем Египте, и одними из прародителей можно по праву считать тутанхамоновских современников, преклоняющихся перед сфинксами, кошками, скарабеями и прочей свято почитаемой живностью. Установлено и то, что трафаретами пользовались в древнем Египте 2500 лет до н. э. для получения изображений при украшении стен гробниц и футляров для мумий, росписи керамики и других предметов. Многочисленным египетским стройкам требовалось много художников для выполнения оформительских работ. Для повышения качества и скорости работ применялась простая технология шаблонов не требующая высочайшей квалификации исполнителя. Она заключалась в следующем: рисунок накалывали по - контуру, полученный трафарет накладывали на стену и через отверстия втирали сажу. На поверхности оставался четкий след будущего изображения. Этот способ используют и сейчас и называют «метод припороха». Затем каменотес, углублял контур рисунка. Далее мастеровой наносил внутрь абриса тонкий слой штукатурки и раскрашивал согласно оригиналу красной и желтой охрой.

В древней Греции трафареты также использовались для разметки мозаичных композиций и росписи стен.

Далее, из-за отсутствия исторических данных все пути ведут в Римскую империю в первый век нашей эры. В позднем Риме трафареты применяли все с той же целью и кроме того для обучения письму и изготовления, прототипа современно наружной рекламы, красочных табличек приглашавших граждан Рима на игры и собрания.

Трафареты–шаблоны датированные IV веком до н. э. были найдены и в Индии. В Перу и Мексике в доколумбовую эпоху тоже печатали по текстилю. Наверное, этот простой и доступный способ применялся многими народами на всех континентах.

Эти же методы шаблонной печати применяли в течение многих тысячелетий, для украшения одежды на многих островах Тихого океана. Трафареты достигли высокого уровня изящества в индонезийском архипелаге. Техника трафарета была объединена с технологией батика (ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов, например воска, парафина). Эти процессы развивались из поколения в поколение методом проб и ошибок. На островах Фиджи, листья банана и бамбука применялись в качестве материала для трафарета.

В народном искусстве и ремёслах разрисовывание по образцу существовало и на Руси. В ранний период (кстати, термин «образец» почти синонимичный к «трафарету» явно старше его по возрасту и связан с такими словами как образ и образок – миниатюрная иконка у православных и католиков). Так, например, до начала ХХ века народы Нижнего Амура и Сахалина набивкой через берестяные трафареты украшали лодки и деревянные постройки.

 

Занятные сведения о североамериканском вырезном трафарете приводит в своей книге по эстампу Фритц Эйхенберг: трафаретный процесс, корни которого уходят в примитивное доисторическое искусство, вернулся в современных программах обучения искусству эскимосов и американских индейцев. В последние годы под руководством канадского художника и писателя Джеймса Хастона, эскимосы, объединённые в «West Baffin cooperative workshop», делают прекрасные отпечатки с трафаретов, вырезанных из шкур морских котиков.

Мать птица. Автор; Ashoona, Pitseolak, 1961. Stencil.

Самые древние оттиски способом трафаретной печати были найдены в Китае, Японии и на архипелаге Фиджи в юго-западной части Тихого океана.

Одни из самых ранних сохранившихся свидетельств использования трафаретной техники относятся к I веку н. э. и находятся в Китае. В 1907 году британский археолог Марк Аурель (Орэл) Стейн в пещерах «Тысячи Будд» в Дуньхуане (на крайнем западе нынешней провинции Ганьсу) обнаружил шелковые ткани с изображениями Будды, выполненые с помощью трафаретов.

В V веке в Китае способом трафаретной печати тиражировались императорские указы, раскрашивались веера, непременный атрибут тех времен. Украшали стены домов, наносили рисунок на текстиль, данным способом изготавливались японские и китайские миниатюры на ткани.

Трафаретная печать впервые появилась в узнаваемой форме во времена династии Сун (960 - 1279 г. н.э.) или даже при династии Танг (618 - 907 гг. н.э.). В Китае были найдены шелковые ткани с изображениями Будды и исходные рисунки на пергаменте. Вдоль линий на рисунках пробиты дырочки, постукивая мелом по ним, получали контурный отпечаток на ткани. Меловые линии обводили и затем вручную раскрашивали изображение, известное как «цзясе». Этот способ нельзя назвать трафаретным как таковым, но он явился важным этапом в развитии трафаретной техники. По шелковым путям метод распространился среди других восточных культур.

Эта техника, впервые появившаяся в Китае, предполагает применение не только сложных, цветоделенных бумажных форм–шаблонов, но и требует завершающей прорисовки вручную с помощью жесткой кисти. Благодаря чему изображение получается очень реалистичным.

Технология печати по шаблону на японских островах в регионе Кансай (Киото) появляется в VI веке, виде вырезных бумажных трафаретов под названием «катаги». Катагами (по-японски: katai = твердый, крепкий, gami= бумага) была на протяжении почти пятисот лет и остается до наших дней важной частью японской культуры.

Техника кокэти (узор по трафарету) использовался в Японии еще в VIII веке. С помощью искусно вырезанных трафаретных форм орнаменты наносились как на ткани для традиционного японского костюма, конских попон, так и на доспехи самураев.

Бумажные трафареты, использовались для печати по текстилю в технике называемой Katagami (型紙). Впервые были использованы для украшения кожаных изделий, таких как стремена и воинских шлемов. Они впоследствии стали применяться для нанесения рисунка на ткань что позволило добиться больших успехов в развитии культуры кимоно. Ранние модели бумажных трафаретов называли «исэ–катагами», поскольку они были созданы в городе Широко на берегу залива Исе в бывшей провинции Исэ (современная префектура Миэ). Трафареты много сотен лет используют для изготовления знаменитых японских тканей «Katazome» (型染め). На ткань через трафарет накладывается специальная рисовая паста жесткой кистью или шпателем (мастихином), затем ткань погружается в краситель индиго, который не прокрашивает пропитанный пастой рисунок, как воск в батике. Таким образом, простым и дешевым методом удавалось на хлопковой ткани эмитировать дорогую парчу. Процесс трафаретной печати имеет свои истоки в katagami, с её тонкой сетью шелковых нитей. Ключевой фигурой в развитии этой техники в девятнадцатом веке считают Zisukeo Hirose (1822-1890).

В Европу искусство трафаретной печати пришло в конце XIV века. Первое упоминание «о способе окрашивать ткани набивным трафаретом» в Европе встречается в «Трактате о живописи» написанном итальянским художником Ченнино Ченнини.

На протяжении веков, художники и ремесленники использовали трафареты для создания цветных повторяющихся мотивов и образов. Большинство людей рассматривают трафареты, как инструмент для коммерческого, утилитарного и декоративного приложения, например, для моделирования старинных народно-художественных конструкций на стенах и мебели, маркировки транспортных контейнеров, или номера домов и почтовых ящиков. Надо вспомнить о популярности трафарета, как художественного средства в виде шаблона, и как средство политической и социальной рекламы.

В начале прошлого века техника воспроизведения изображений с применением трафаретов выделялась на фоне машинных способов печати. В те времена трудно было добиться высокого качества цветной печати существующими способами. Способ вырезных трафаретов легко сочетался с изображениями отпечатанными методом литографии, ксилографии, при этом географические карты, чертежи или гравюры, превращались в декоративные авторские работы изобразительного искусства.

Pochoir это французское слово в переводе означает трафарет (stenci) (франц. pochoir — «трафарет», от poche — «карман, сеть, мешок»). Пошуар — способ ручной трафаретной печати — подкраски гравюры или рисунка через «окошки», прорезанные в бумаге.  Трафарет применялся для раскраски черно-белых печатных оттисков и фотографий в стиле модерн и арт - деко. Скорее всего, заимствование произошло у альфрейной техники применяемой в искусстве оформления интерьера.

Термин был введен в обиход в конце 1800-х годов наряду с самыми изысканными выражениями. Процесс предусматривал применение от 20 до 250 различных травленных кислотами медных, цинковых или вырезных картонных вощенных трафаретов для раскрашивания черно-белых стеклянных фотопластинок. В дальнейшем на смену металлическим трафаретам пришли новые материалы, такие как целлулоид. Для нанесения гуаши, акварельной краски использовали тампон или жесткие волосяные щетки из бобра, а в дальнейшем применяли аэрографы. Трафареты строго позиционировали согласно изображению по меткам или штифтам.

Трафарет в те времена стал идеальным средством для реализации художественного замысла автора. Он позволял создавать отпечатки с высокой степенью интенсивности и глубиной цвета. Первоначально применялся в качестве технологии цветной печати, а в последующие годы pochoir процесс был заброшен, поскольку он был слишком дорогостоящим и трудоемким. Остался в виде ремесла и декоративно-прикладного искусства для художественного нанесения изображений на различные поверхности.

Технология выполнения иллюстраций с применением трафаретов достигла своего расцвета в 20-х годах прошлого века в культурных центрах художественного производства в таких городах, как Париж, Лондон, Флоренция, Нью-Йорк и авангардных издателей Праги и других городах Восточной Европы. В Соединенных Штатах, вырезные трафареты pochoir уступили довольно быстро свое место Sérigraphie (шелкография). Прекрасные книги почти столетней давности демонстрируют замечательную эпоху в истории книгопечатания. Первые книги с иллюстрациями выполненными методом pochoir в тонах сепии были выполнены под влиянием мастеров японского исскувства.

Интерес художников к японской гравюре в начале19 –го века превратился во французскую форму искусства. В те времена, применяя трафарет, работало около 600 печатников и художников в тридцати дизайн-студиях. Эти мастера выполняли отпечатки не только в журналах мод, но картины для интерьера, печатали по ткани, изготавливали игральные карты и документы. Изображения выполнялись в основном в с стиле модерн, а затем деко.

Техника pochoir применялась не только при печати известных французских журналов моды (Gazette du Bon Ton, Le Jardin des Dames et des Modes), эту технику использовали многие художники. Пауль Ирибе (Iribe) стал знаменитым в 1908 году после того, как отпечатал по трафаретам для знаменитого кутерье Поля Пуаре цветные иллюстрации для брошюры тиражем 250 экземпляров. Пуаре был одним из первых, кто осознал возможности трафарета для создания иллюстраций, это дало важный импульс для искусства моды.

Вызывает восхищение стилизованные изображения цветочных мотивов, насекомых выполненные с применением pochoir, французким дизайнером Эжен Сеги (Eugene Alain Seguy) в стиле ар-нуво («модерн») и ар-деко. Сеги использовал передовую для своего времени технику трафаретной печати. Всего было отпечатано более десятка альбомов. Работы включают Орнамент (1900), Самарканд (1914), Флора (1920), Бабочки (1924), Насекомые (1924), Весна (1929), Предложения (1930), и Детские рисунки и др. (1931). Композиции его всегда безупречны, а рисунки научно достоверны. Коллекции отпечатков стали исходным материалом для дизайнеров тканей, обоев, керамики, книжных иллюстраций, плакатов и рекламы.

Неизвестно, когда и кем была начата практика использования ткани, натянутой на рамку, но шелковые экраны были использованы во Франции для печати по ткани, до сих пор остаётся основным методом производства печатных тканей. В первой половине XIX века во Франции для основы трафаретной печатной формы была соткана специальная ткань из шелка в виде сита (отсюда другое название этого способа печати «шелкография»).

В конце 19 века во многих странах предпринимались многочисленные попытки создания шаблонов для печати из различных материалов металла, картона и бумаги. Пытались решить проблему удержания внутренних элементов трафарета. Примером этому могут служить многочисленные патенты. Так, в патенте 1885 года Вильяма Миллера предлагалось применять проволоку для придания жесткости и крепления пробельных элементов шаблона. Примерно в этаже время появились патенты на устройство шаблонов с применением плетеных шелковых ниток в виде марли. Патентов по этой тематике было выдано великое множество, как в Америке, так и в Европе. Имеют ли эти изобретения прямое отношение к полиграфии утверждать сложно.

Над созданием трафаретных форм трудились многие изобретатели. Бельгиец Шреурс (Патент Германия, 1893), А. Верикел (США, 1902), Дикс (США, 1903), Раймонд (Франция, 1906) и Симон (Англия, 1907) и многие другие. Все эти патенты были направлены на создание шаблонов без перемычек. Англичанин Джозеф Сакс предлагал в своем патенте еще в 1879 году применять шелковые ткани в качестве основы.

Особое внимание заслуживает патент давший название способу печати. В Англии 11 июля 1907 г. был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань (шелковую кисею), названный Silk Screen Printing (англ.- печать шелковым ситом). Самуил Симон «Гутенберг трафаретной печати» из текстильной столицы Британии г. Манчестера первым получил патент (UK.756) на способ изготовления трафаретных печатных форм. Он применил для этого наполнитель, который наносил на сетчатую основу будущей печатной формы, формируя пробельные и печатающие элементы, а печать осуществлял с помощью жесткой кисти или резинового валика. Вскоре резиновый валик был вытеснен ракелем, с помощью которого печатная краска наносилась равномернее, чем это удавалось сделать с помощью тампона, кисти или валика. Первоначально этим методом печатали дорогие обои, на льне, шелке и других тонких тканях. Однако, согласно исследованиям художника Элинора Нотебума (Elinor Noteboom) первый патент, упоминающий общие инструменты трафаретной был получен в 1887 году Чарльзом Нельсон Джонсоном (Charles Nelson Jones), в городке Энн-Арбор, штате Мичиган.

Первыми кто, применил фотохимию в трафаретной печати на западном побережье США в 1911-15 годах были Рой Бек, Чарльз Питер и Эдуард Оуэнс (Roy Beck, Charles Peter, Edward Owens). Они изучали и экспериментировали с солями хромовой кислоты, сенсибилизировали эмульсии для изготовления трафаретных форм с применением природных коллоидов. Эти три экспериментатора оказались революционерами коммерческой полиграфии, благодаря внедрению желатиновых фотоэмульсий для изготовления форм трафаретной печати. Применение данного метода потребовало еще многие годы упорного труда для достижения позитивных результатов.

Сейчас существует много вариантов технологий по подготовке форм трафаретной печати с применением капиллярных пленок, прямых, и косвенных способов, где непосредственно применяются эмульсии. Трафаретная печать в настоящее время использует искусственные коллоиды с применением поливинилового спирта и поливинилацетата, да и диазосенсибилизаторы намного безопаснее и менее токсичные, чем бихроматы. Хотя диазосоединения менее чувствительны к свету, они позволяют получать изображения на форме более чёткими.

В 20-е годы XX века технология трафаретной печати обрела новое дыхание и получила массовое распространение (конечно, это было связанно с ростом промышленности). И необходимостью наносить рисунок или текст на «трудные» поверхности. Трафаретная печать стала применяться не только в полиграфии, но и в текстильной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

В 60-х годах прошлого века пришла эпоха транзистора и принесла с собой потребность эффективно производить печатные платы, используемые в производстве электронных устройств. Трафаретный способ печати оказался лучшим способом для нанесения рисунка на фольгированный материал. Так родилось новое направление применения трафарета в радиоэлектронике. Без трафаретной печати, большие объемы производства печатных плат, скорее всего, не были бы возможны. Радиоэлектронная промышленность стала основным двигателем развития технологии и специальных материалов для трафаретной печати.

Конец прошлого века был ознаменован появлением технологией поверхностного монтажа (SMT). Ключевым фактором этой технологии является трафаретный способ нанесения паяльной пасты на платы печатного монтажа. Без этой технологии трудно представить производство мобильного телефона, компьютера и других устройств.

В настоящее время, с появлением новых видов материалов и технологий их обработки, стало возможным достижение более высоких уровней качества изображений. Трафаретная печать с применением металлических шаблонов стала широко использоваться в электронной промышленности при производстве плат различных приборов. В настоящее время миллионными тиражами с применением SMT технологии изготавливаются платы печатного монтажа. Формы шаблоны, для нанесения паяльной пасты, выполняются методом гальваники или выжигаются лазером из металлической фольги.

 

В настоящее время миллионными тиражами с применением SMT технологии изготавливаются платы печатного монтажа.
Печатный станок для производства печатных плат
Печатная форма выполнена из никелевой фольги с применением гальваники
Печатная форма выполнена из никелевой фольги с применением гальваники

Большинству технических достижений нашей современной цивилизации предшествует непрерывная цепь изобретений, начало которой скрыто в глубокой древности. Хотя многие древние технические изобретения были усовершенствованы благодаря современным достижениям техники, существует еще множество предметов, которыми и по сей день пользуются в том же виде, в каком ими пользовались тысячелетия назад. Волнующая перекличка в творчестве древних художников, которые, очевидно, не могли никак общаться друг с другом, что-либо друг у друга заимствовать! Надо думать, одинаковая степень развития человека, тождественность мироощущения, устремлений, обусловили в разных концах земли появление одинакового по существу трафаретного искусства.