Праздник для глаз: трафаретная печать!

Термин "шелкография - Serigrafie " означает искусство печати графики с применением трафаретной печати. Художник сам выполняет оригинал и в тесном сотрудничестве с печатником изготавливает оригинальные оттиски ограниченным тиражом. В настоящее время в качестве печатных форм используются трафареты выполненные с применением фотомеханики или цифровых технологий. Шелкография (трафаретная печать) является самым молодым из графических техник печати, разработана в начале ХХ века. Этот метод печати основан на древних азиатских технологиях, которые получили дальнейшее развитие с применяем современных материалов и оборудования.

В IXX веке применялся метод вырезных шаблонов - пошуар (франц. pochoir — "трафарет") для раскрашивания иллюстрированных журналов. Шаблон вырезался из листового материала для каждого оттенка каждой цветной краски. Затем с помощью щетки краска наносилась через трафарет на бумагу. В этой технике работали многие художники, такие как, Пабло Пикассо, Адольф Мурон Кассандр одни из величайших коммерческих иллюстраторов ХХ века.

Метод печати по шаблону применяется и сегодня, например, для дорожной разметки, маркировки вагонов или ящиков.

 

Черный цвет печатался с применением литографии, а окраска выполнялась в технике Pochoirtechnik (вырезной шаблон), 1875 г.
Черный цвет печатался с применением литографии, а окраска выполнялась в технике Pochoirtechnik (вырезной шаблон), 1875 г.

Трафаретная печать получила свое широкое распространение развитие после первой мировой войны. В Соединенных Штатах повсеместно применялась для печати знаков, рекламных плакатов и вывесок. Некоторые из этих работ были очень дорогими, печатались в несколько цветов с тщательной проработкой дизайна. Изделия - оттиски, теперь назвали бы «коммерческим искусством». Известным примером могут служить разноцветные календари, афиши которые печатались в двадцатых годах XX века, в большом количестве. Эти ранние работы трафаретчиков, не претендовали на искусство и не рассматривались в качестве авторских графических работ, а носили сугубо утилитарный характер. В Европе несколько таких работ были разработаны в 1927 году художником Хансом Ульрихом Каспаром и напечатаны в собственной типографии Serico в Цюрихе.

В двадцатых годах ХХ века, печатник Гилберт Тонг в Лос-Анджелесе выполнял копии картин печатным способом в тесном сотрудничестве с художниками. Это были произведения калифорнийских импрессионистов, Суаре, Лаурица, Пейна, Стирлинга и Глисона. Картины печатались гуашью в 30 цветов и маслеными красками в 50 цветов. Такая сложная печать производилась в целях достижения первоначального сходства с произведением искусства. Эти репродукции печатали большими тиражами.

 

Во время великой депрессии 1930-х годов, правительство США пыталось обеспечить занятость работников культуры (художников, скульпторов, писателей, фотографов и т.д.), государственными заказами. Основанный в 1935 году план спасения предусматривал Federal Arts Project (FAP). Федеральным проектом, предлагались гранты по графике (литографии и т.д.), поощрялись плакаты (трафаретная печать). Нью-йоркский художник Энтони Велонис (Velonis) был одним из первых в области изобразительного искусства, кто взялся за использование недорогого и относительно простого в применении способа трафаретной печати. Э. Велонис опубликовал 1938 году, два технических руководства по применению трафаретной печати для художников графиков. В эти годы он напечатал около 35 000 различных плакатов и вывесок - из которых только 2000 хранятся в Библиотеке Конгрессе США.

 

Первые технологические инструкции по трафаретной печати для художников подготовил Энтони Велонис, 1938г.
Первые технологические инструкции по трафаретной печати для художников подготовил Энтони Велонис, 1938г.

В том же 1938 году шесть художников и Э. Велонис участники Федерального арт-проекта, создали объединение „Silk Screen Unit“. Оно объединило всех художников графиков работающих способом трафаретной печати. В отличие от коммерческой трафаретной печати (Siebdruck, Silk Screen, Screen Printing - трафаретная печать) в 1940 году для художественной трафаретной печати был введен, термин - "Serigraphy".

 

В 1949 г. в западной Германии, в оккупационной зоне США в первый раз встретились американские и немецкие трафаретчики. Встречи походили с большим взаимным интересом. Инициатива перешла в руки немецких художников. В частности, Макса Аккермана, Вилли Баумастера, Фрица Винтера. Это направление графического дизайна подхватили также молодые художники Леапольд Домбергер (Luitpold Domberger), Hans-Peter Haas и Роланд Гейгера, что способствовало дальнейшему распространению техники трафаретной печати.

Леопольд Домбергер был одним из основателей Ассоциации немецких трафаретчиков и 1961/62 сыграл важную роль в создании FESPA. С его помощью в Штутгарте в 1960-х годах в «центре художественного мира печати» были подготовлены знаменитые печатники, таких как Ханс-Петер Хаас, Роланд Гейгера и Фрэнк Кихерер.

В пятидесятых годах Домбергер тесно сотрудничал с художниками трафаретной печати в Германии и всемирно известных художников, таких как, Макс Аккерман, Йозеф Альберс, Макс Билл, Ричард Эстес, Адольф Флейшмана, Отто Герберта Хайека, Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Николай Крученик, Рой Лихтенштейн, Георг Карл Рфахлер, Виктор Вазарели и Бен Вилликенс. Домбергер вывел трафаретную печать из мастерских в мир художников. Теперь её можно найти по всему миру на выставках, торгах живописи и графики на многих аукционах и коллекциях.

В середине прошлого века появилось два новых термина: «поп-арт» и «оп-арт». На письме их разделяет всего одна буква, а на деле объединяет трафаретная печать.

Сходство терминов «оп-арт» и «поп-арт» является чисто случайной рифмой, порожденной привычкой давать самым разным художественным направлениям одинаковые названия (если не на «изм», так на «арт»), да еще приблизительной одновременностью обоих явлений, достигших массовой популярности к середине 1960-х годов.

Самые хрестоматийные поп-арт произведения были созданы американскими художниками. Консервные банки, бутылки колы и раскрашенные фотографии кинозвезд Энди Уорхола, перенесенные на холст комиксы Роя Лихтенштейна, знакомы почти всем. Поп-артисты вводили в искусство не грубую реальность, а массмедийные фантомы. И при этом сохраняли в своих работах ту нарочито искусственную эйфорию, которая свойственна, скажем, рекламе.

 

Сокращение от optical art — «оптическое искусство», возникшее гораздо позднее, в 1964 году, восходит к тому самому абстракционизму, с которым, по сути, боролся поп-арт. Впрочем, произведения, которые можно отнести к оп-арту, стали появляться задолго до 1960-х. Так, основоположник оп-арта Виктор Вазарели создал произведение «Зебра», считающееся первой оп-артистской работой, еще в 1938 году.

 

Виктор Вазарели самый яркий представитель оп-арта благодаря как размаху своего творчества так и логической завершенности своего метода. Он исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне что привело к расцвету оп-арта в рекламе и дизайне до такой степени что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство. Многие работы выполнял с применением методов трафаретной печати.

В Вазарели является уникальным художником в истории искусства ХХ века. Знаменитый в течение своей жизни, он проявил себя с современным искусством с созданием нового движения: оптическое искусство. Эволюция жизни на работу по своей природе когерентный, прогрессируя от графика на определение исполнителя по продвижению социального искусства, которое доступно для всех. Группа художников Зеро (Дюссельдорф) возглавляемая Вазарели, дала первоначальный толчок движению оп-арта.

Чтобы достичь внешних оптических эффектов оп-артисты используют материалы и способы нанесения изображения не относящиеся к живописи (металл стекло пластик) но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов - излюбленный прием рекламы и печати шокирующий и достигающий немедленного результата. Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве благодаря трафаретной печати.

И оп-арт, и поп-арт в равной степени стремились поколебать ощущение реальности, изменить сознание зрителя. Оп-арт своими оптическими фокусами вызывал головокружение подлинное. Поп-арт — головокружение ментальное, доводя до галлюцинаторной, почти нестерпимой яркости и ясности самые банальные образы повседневности благодаря, все той же трафаретной печати.

При печати принтов способом трафаретной печати (Serigraphie) должны соблюдаться следующие правила: оригинал переводится на печатную форму с фотоформы предварительно подготовленную с применением сканера и компьютера. Форма используется только для печати графики, а не для печати рекламы (например, выставки). Оттиск должен быть подписан автором и пронумерован, (номер листа). После окончания печатных работ фотоформы уничтожаются. Для придания работам большей выразительности часто применяют рельефную и ирисовую печать, непрозрачные и флуоресцентные краски.