СЕРИГРАФИЯ

Социальные, политические, культурные и экономические потрясения в начале ХХ века привели к серии творческих революций в изобразительном искусстве и дизайне, что поставило под сомнение традиционные подходы. Произошла переоценка роли художников и дизайнеров в обществе. Некоторые художественные течения оказали прямое воздействие на развитие, таких направлений в изобразительном искусстве как: кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм, экспрессионизм, супрематизм, конструктивизм, Де Стиль и Баухаус.

Появились новые методы и средства реализации художественных замыслов мастеров. Так, техника трафаретной печати, применяемая в массовом производстве плакатов, сыграла решающую роль в широком распространении графического языка модернизма в обществе, и способствовала его распространению в среде художников и дизайнеров. Плакаты тех лет отражают борьбу художников и дизайнеров примирить новые интерпретации цвета, формы, пространства и смысла с традиционными подходами. Плакаты, как эффективных средств коммуникации, подготовили общественность принять абстрактное искусство и быть восприимчивой к абстрактному экспрессионизму (Рис.1.). Ярким примером тому могут служить многочисленные работы выдающихся мастеров трафаретной печати: Энтони Велониса, Алекса Каленберга, Эрика Краузе, и Чарльза Версхюрена.

Рис.1. Энтони Велонис. Нью-Йорк: Федеральный арт-проект, [1941, 1938] (плакат) цветная сериграфия

Не случайно также и активное развитие трафаретной печати на стыке двух сфер – промышленности и живописи. Здесь большую роль сыграл экспериментальный правительственный проект, инициированный лично президентом Рузвельтом с целью финансирования и поддержки социальной инфраструктуры. Одно из направлений проекта было призвано организовать помощь в получении заработка представителям творческих профессий – актерам, художникам, писателям, музыкантам. В частности, был запущен «Федеральный художественный проект», реализацией которого занимались около ста центров в сорока восьми штатах. Это позволило дать работу примерно шести тысячам человек, и половина предоставленных рабочих мест были именно для тех, кто непосредственно создавал произведения искусства.

В рамках реализации программы была учтена и трафаретная печать – за ее дальнейшее освоение взялось Нью-йоркское графическое отделение. Его руководитель Ричард Флойс, дизайнер немецкого происхождения и большой поклонник эстетики Баухауса, стирающей грани между художником и ремесленником. Ричард предоставил большую творческую свободу художникам, которые работали с плакатами, и, благодаря многочисленным творческим экспериментам, плакатное искусство достигло определенных высот.

С использованием трафаретной печати для массового производства плакатов, постеры перестали раскрашивать вручную. Вскоре после адаптации трафаретной печати к массовому производству (это было сделано художником-дизайнером по имени Энтони Велонис), был создан шелкографский цех. Здесь художники и печатники трудились рука об руку: дизайн, подбор цветовой гаммы и иногда создание трафаретов было обязанностью художников, а печатники брали на себя техническое исполнение. За день получалось создать около шестисот экземпляров.

Но работа шла не только над плакатами, но и над станковыми шелкографиями. Этим занимался и сам Энтони Велонис, к тому времени уже ставший куратором нескольких трафаретных магазинов и автором брошюры по технике трафаретной печати. Известны его работы «Нью-Бедфорд», «Рыбачьи лодки», «Интерьер станции». Так же вместе с ним в цехе трудились Гарри Готлиб, Элизабет Олдс, Луис Лозовик, Рут Ханей, Хьюман Варсагер и Эжен Морли.

В конце тридцатых авторской трафаретной печатью увлекается художник Макс Артур Кон. Одна из наиболее известных ранних работ – шелкография «Река Гарлем», лирический пейзаж нью-йоркской окраины, трактующий натуру реалистично и в то же время обобщенно. Это можно сказать и о других его пейзажах – «Восстановление линейного корабля», «Ночная сцена», «Дорога на Истон». Чаще всего он делал эстампы на основе своих акварелей.

В начале сороковых Кон, работая в соавторстве, выпускает книгу по трафаретной печати, а уже в пятидесятые становится главой собственной художественной студии, где преподает в том числе трафаретную печать.

В 1937 г. критик Карл Зигроссер и художник Гарри Штернберг вводитят в искусствоведческий обиход термин serigraph (сериграфия) для того, чтобы отделить шелкографию как способ создания произведений искусства от шелкографии как метода, применяемого при производстве вывесок, одежды и т.п.

Термин означал авторскую трафаретную печать, которая от замысла до конечного процесса печати выполняется самим художником. Этот момент был необходим, чтобы «паспортизовать» оттиски именно как область искусства, а не просто декоративно-прикладную технологию. Впервые выражение «сериография» (греч. ser = шелк, grafein = писать) стало употребляться искусствоведами и художниками. Оттиски, полученные таким способом получили название оригинальный принт.

В соответствии с принятой терминологией, репродукция, сделанная с помощью машины - полиграфическим, фотохимическим или любым другим способом, тоже принт. Но это не оригинальный принт (oriqinal print), который может иметь ценность и как произведение искусства, и как вложение капитала. Репродукции – это просто копии. Оригинальные принты – это самостоятельные авторские произведения. Два оригинальных принта, будут ли это сериграфии или офорты, обязательно будут отличаться друг от друга.

В Нью-Йорке в 1938 г. открылась персональная выставка американского художника Гая Маккоя. Ему полностью удалось реализовать достоинства технологии и материалов сериграфии. Работы Маккоя отличались контрастом и цветовой насыщенностью изображения, точностью воспроизведения мелких деталей.

В целом, выставка была успешной и имела положительный резонанс. Американские искусствоведы охотно согласились считать Маккоя родоначальником авторской сериграфии. Для этого, впрочем, были весомые аргументы: во-первых, Маккой, человек с профессиональным художественным образованием, был сотрудником компании, которая специализировалась на этой технике, так что возможности прикладной трафаретной печати он знал хорошо. Во-вторых, не так давно в Нью-Йорке же была организована выставка таких известных французских художников как Матисс, Пикассо и нескольких других – и в числе работ присутствовали несколько разновидностей ручной трафаретной печати.

В середине ХХ века Энди Уорхол решил, что трафаретная печать – весьма полезная вещь. Ведь как иначе максимально быстро и дешево донести до широкой аудитории поклонников, растущей в геометрической прогрессии, его новые работы? Круглый год по пятьдесят-шестьдесят копий – и поклонники довольны, и доход есть.

Он осознал, что людям нравится кричащее и яркое, что им нравится видеть детали привычного окружения – и что они непременно обрадуются, например, картине, изображающей банку консервов, которые можно купить в ближайшем супермаркете. Собственно говоря, весь американский поп-арт пятидесятых-шестидесятых годов – это преподнесение населению на здоровенных полотнах совершенно обыденных предметов и символов. Почему изображение бутылки «Кока-колы» не может быть шедевром, если этот напиток пьют все, от бомжа до президента?

Сериграфия по своей сути демократична: все люди тянутся к прекрасному, но далеко не каждый даже очень богатый человек может позволить себе купить картину Пиросмани или Пикассо, а сериграфия дает возможность практически любому приобщиться к прекрасному. Великолепно исполненная сериграфия, которая практически ничем не отличается от подлинника, радует, успокаивает и согревает своими неповторимыми красками дома и души людей, вносит новые элементы творческого подхода к работе — как для художников, так и для создателей копий.

В ХХ веке к шелкографии обращались такие непохожие друг на друга мастера, как Вилли Баумейстер и Такесада Матсутани, Косукэ Кимура и Тимур Новиков, Гарри Готлиб и Ричард Гамильтон, Марсель Дюшан и Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Фернан Леже, Джексон Поллок и Джаспер Джонс, Бен Шан и Рой Лихтенштейн, Вилл Барнет и Адольф Готлиб, Джим Дайн и Роберт Индиана, Клас Ольденбург и Том Вессельман, Роберт Мадеруэл и Джимми Эрнст, Стюарт Дэвис, Виктор Вазарели и Марио Скифано, Патрик Колфилд и Барбара Крюгер, Такаши Мураками и Ян Дэвенпорт, Роберт Райан и Эрте, Барнетт Ньюман и Ромеро Брито, Кристофер Вул и Магдалена Абаканович, Стэнли Уильям Хаутер и Джон Кейдж, Пьеро Дорацио и Джордж Кондо, Эйвинд Эрл, Рут Гиков и Кит Харинг, Николай Томарев и Зураб Церетели, Олег Михайлович Тистол и многие другие.

С тех пор она превратилась в жизнеспособную форму искусства. Если этот процесс применяли для репродукции произведений искусств, то его называли трафаретной печатью в искусстве. Сериграфия — станковый способ трафаретной печати. Оригинальные изображения, выполненные способом сериграфии, отличаются четким и ясным рисунком, яркостью красок, и чистотой тонов. Этот способ трафаретной печати привлекает художников тем, что позволяет создавать оригинальное изображение в прямом (незеркальном) виде, в то время как в гравюре и литографии мастер вынужден выполнять рисунок в зеркальном виде.

Трафаретная печать, шелкография, шелкокристаллография, шелкоэкранная печать, аквашёлк, сериграфия или сериография, сеточная печать, сетчатая печать или сеткографическая печать, метод Веркора, каллихромия, фотофильмпечать, фильмпечать, экранография, шёлкоэкранная техника и целый ряд других терминов обозначают по сути один и тот же процесс. Порой различный в технических нюансах, хронологии и географии применения, но при этом, единый технологически и всегда являющийся печатью жидкой краской продавливаемой сквозь ячейки сетчатой ткани, натянутой на раму.

Так что же такое сериграфия? Сериграфия – это трафаретная печать с небольшими отличьями в подходе технологии воспроизведения цветного изображения. Сериграфия представляет собой многократное наложение плашечных слоев красок на запечатываемый материал методом шаблонной печати с целью получения копии живописного оригинала. Сериграфия обеспечивает получение изображения без применения методов растрирования. Фактура живописного полотна на оттиске может получаться с помощью изменения толщины слоя краски.

Сериграфия это разновидность способа трафаретной печати применяемого в художественной практике многих стран мира в качестве тиражной эстампной техники. В виде шаблонов она применялась первобытными людьми десятки тысяч лет до нашей эры. Свое начало, по мнению многих исследователей, берёт из прикладного декоративного искусства древнего Китая, Кореи и Японии (Катагами (型紙) или Исэ-Катагами (伊勢型紙) katagami и shikousa, rokechi и kyotechi технологии окрашивания и печати по ткани). Во всём мире, шаблонная печать (pochoir-трафарет) была первоначально связана с производством утилитарных предметов, таких как вывески и вымпела и т.п.

Со временем, произошёл переход от вырезных трафаретов к сетчатым изготавливаемых из шёлковой марли, а в дальнейшем капрона и лавсана. В соответствии с исследованиями художника Элинора Нотебума первый патент, в котором упоминается основные инструменты трафаретной печати был выдан в США в 1887 г. Чарльзу Джонсу и Энни Арбор. В Англии в 1907г. Сэмюэл Саймон подал аналогичный патент на процесс трафаретной печати. Одним из отличительных признаком патента было перенос краски через натянутую на каркас накрахмаленную марлю с помощью щёток.

 Основной процесс трафаретной печати в течение следующих 40 лет оставался неизменным, прогресс в технологии и переход на новые материалы позволили стать более эффективным и экономичным методом нанесения изображений, что привлекло интерес предпринимателей. Щётка уступила место экономичному ракелю. Появились новые копировальные материалы, разработаны эффективные сушилки для оттисков.

В целом, несмотря на то, что у истоков всех подобных предприятий стояли художники, шелкография до середины тридцатых годов  была только технологией воспроизведения, копирования, а не средством для создания уникальных произведений.

Современная сериграфия, с применением новых материалов, позволяет выполнить, как копии оригинала различной цветового содержания, так и угольные, карандашные и сангинные рисунки с использованием 1-100 и более красок различных оттенков. Для повторения масляной картины необходимо около 1-20 оттенков каждой краски. Печать может осуществляться на различных материалах, начиная от простого бумажного листа, картона, ткани, стекла, металла, пластмассе и заканчивая ДВП. Рельефной поверхности оттиска добиваются с помощью толстых слоев краски и лака. Конечный результат сериграфии зависит от многих факторов. Например, на впитывающих материалах краски выглядят менее ярко с отсутствием глянца.

  В настоящее время фильтрация художественных процессов привела к повышению роли коммерческих механизмов в жизни искусства. Ярким примером может служить серигафия, как вид графики на современном художественном рынке. Сегодня, например, по данным одного из крупных Европейских издательских домов, специализирующегося на производстве авторской печатной графики репродукции и оригинальные принты, по разным оценкам, занимают от 65 до 75 процентов мирового арт-рынка и London Contemporary Art находится на его вершине. Четыре ведущих художника L C A, которые уже стали звездами, выросли внутри этого издательского дома. Это англичане Рой Ферчайлд, Жанет Треби, Дэвид Додсворд, Чаба Маркус – венгр по происхождению, ныне проживающий в США. Это первый ряд. Кроме этого во внешнем эшелоне у LCA еще работают 15-20 известных художников, в том числе испанцы Хуртадо и Гойо Домингес, хорват Бербер, китаянка Гуан.

Результаты применения новой технологии оказались превосходными, так что коллекционирование работ, отпечатанных способом сериграфии, стало модным, престижным и очень прибыльным занятием. Средняя стоимость копии, исполненной в технике сериграфии в арт-галерее, — от 300 до 10000 $. Регулярно проводят продажу авторской тиражной графики (prints) такие известные торговые дома как «Christi's» и «Sotheby's», а серигафия занимает на них все больше и больше лотов, при этом в последние десять лет наблюдается стабильный рост цен на данный вид эстампа, свидетельствующий о значительном интересе к нему со стороны коллекционеров и кураторов музейных коллекций. В России в последние годы начали появляться художественные галереи, работающие только с репродукционной и авторской серигафией. Кроме художников, работающих с LCA, Фирма обладает значительной коллекцией оригиналъных работ и оригинальных принтов известных российских художников, среди нux – Pycтам Хамдамов, Юрий Купер, Михаил Шемякин, Дмитрий Плавинский, Руслан Црим, Валерий Ершов, Елена Ильичёва и др.

Существует несколько критериев, определяющих оригинальную копию как произведение искусства:

  • Участие автора.
  • Ограниченный тираж — 100-400 копий, (после этого пленки уничтожаются, а формы смываются в присутствии юриста).
  • Авторская подпись и порядковый номер сериграфии.

Оттиски подписываются художником и последовательно нумеруются так, арт покупатель удостоверяется что его приобретение является подлинным. Сертификат, как правило, входит в комплект покупки и сохраняется покупателем для подтверждения подлинности работы.

Сегодня сериграфия — самый продвинутый вид оригинального принта.

Создание сериграфии — трудоемкий процесс, занимающий очень много времени. Например, если в обычной репродукции, которая, по сути, является фотокопией оригинала и печатается офсетом, используется от 4 до 8 цветов, то в оригинальной сериграфии  — от 15 до 180. Для сериграфии обычно берется оригинал художника, и путем последовательного копирования тушью на фотокальке создаются фотоформы для каждого цвета — на это уходит до нескольких месяцев. Потом начинается процесс послойной печати каждого цвета.

На сегодняшний день изготовление принтов находится на одном уровне с живописью, скульптурой и графикой, как один из обычных способов самовыражения художника. Художник выбирает подходящий способ, который наиболее адекватно позволяет ему достичь желаемого визуального эффекта. Музеи во всем мире ежегодно пополняют свои коллекции принтов старых мастеров, приобретая принты современных художников.

 

Литература:

1.      Velonis, Энтони. Технические Проблемы Исполнитель:. Методика процесса трафаретной печати, Нью-Йорк: Нью-Йорк WPA Arts Project, работ Проекты администрации Искусство Программа 1938 года Печать.

2.        Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология, техники, имена) / А. Б. Парыгин. - СПб: СПГУТД, 2010. - 304 стр. цв. ил. (20 х 13,6 см, тираж 250 экз., 150 экз. - нумерованные). IBSN 978-5-7937-0490-8

3.       Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники / А. Б. Парыгин. - СПб: СПГУТД, 2009. - 261 стр. (20 х 13,6 см, тираж 500 экз.). IBSN 978-5-7937-0397-0 

4. Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология. техники, имена). — СПб. : СПб ГУТД, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-7937-0490-8

5. Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. — СПб. : СПб ГУТД, 2009. — 261 с. — ISBN 978-5-7937-0397-0 .

6.  Вячеслав Хованский  ТРИ ПРИНЦИПА LONDON CONTEMPORARY ART журнал "ARTCHRONIKA" №1, 1999.

7.  Ehlers, Kurt Friedrich - Serigrafia : manuale per il serigrafo : apparecchiature, materiali, tecniche / Kurt Friedrich Ehlers. - Milano : A. Ghiorzo , [1990] [CFI0184898 - Testo a stampa]

8.    А. Парыгин: Искусство шелкографии. ХХ век. — СПб, 2010. — 304 с.

9.    J. I. Bigeleisen: Screen Printing: A Contemporary Guide. – New-York, 1972.

10.   M. Caza: La Sérigraphie – Genève: Bonvent, 1973.

 

11.    M. Guberti-Helfrich: Serigrafia per Artisti. – Milan, 1957.

12. http://billhoodbooks.com/

 

Пример цветоделения в сериграфии

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Г.Павлов. Животворящий Крест Господень.
1945. Анонимный автор.
1945. Анонимный автор.
ТОМАРЕВ, Николай Максимович (р.1948). Вариации на Эль Греко. 1987, 34 Х 26 см, б., цв. шелкография (частная коллекция)
ТОМАРЕВ, Николай Максимович (р.1948). Вариации на Эль Греко. 1987, 34 Х 26 см, б., цв. шелкография (частная коллекция)
Chris Evert Lloyd
Chris Evert Lloyd
С. Белов
С. Белов
Г. Павлов. Календарь. Вешние узоры. Типография ООО САРОС.
Г. Павлов. Календарь. Вешние узоры. Типография ООО САРОС.
Bill Hood
Bill Hood
Bill Hood
Bill Hood

Bill Hood 

Willi-Baumeister-bewegte-vertikalen-auf-blau-c-1953
Willi-Baumeister-bewegte-vertikalen-auf-blau-c-1953
1997. Алексей Парыгин.
1997. Алексей Парыгин.

Дополнительная информация

1. Парыгин А.Б. Первые шаги творческой шелкографии в США (http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1649294)